btn_up.png




Верховный Суд
Российской Федерации

Российский государственный университет правосудия

Задать вопрос

Отправить




Приемная комиссия:

+7 (495) 332-53-33,

+7 (495) 332-55-45

Научная деятельность кафедры

 

Научная деятельность кафедры

На кафедре собран коллектив, обладающий хорошим научным потенциалом.

Преподаватели кафедры русского языка и культуры речи ведут научно-исследовательскую деятельность, ориентированную на разные категории обучающихся Российского государственного университета правосудия: для абитуриентов, студентов РГУП всех факультетов, в том числе и ФНО, обучающихся по программам магистратуры, аспирантов,  для профессорско-преподавательского состава Университета.

За последние 3 года профессорско-преподавательским составом кафедры опубликовано

- более 40 научных и научно-методических статей;

- более 40 учебных, учебно-практических пособий для школы и СПО;

- более 15 учебных, учебно-методических пособий для ВО, в т.ч. для магистратуры, аспирантуры и курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;

Кафедра выступает инициатором и организатором ежегодной международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы преподавания учебных дисциплин в вузе». По итогам конференции выходит сборник научных статей «Организация учебной и воспитательной работы в вузе», учтённый в РИНЦ.

В 2017 г. кафедра проводит  внутривузовскую студенческую конференцию «Язык и право» (организатор д.п.н., доц. Новикова Л.И.).

Преподаватели кафедры рецензируют подготовленные к печати научные труды, монографии, учебные пособия. Принимают участие в конференциях, семинарах, проводимых как в Российской Федерации, так и за рубежом: в Латвии (Рига), в Крыму (Джанкой), в Израиле (Тель-Авив).

 

Отчет о проведении

Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летнему юбилею

Российского государственного университета правосудия,

 «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ»

 

24 января 2023 года в Российском государственном университете правосудия в рамках темы научно-исследовательской работы «Инновации в процессе преподавания учебных дисциплин в вузе» прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания учебных дисциплин в вузе», организованная кафедрой русского языка и культуры речи.

Для проведения конференции был избран оргкомитет конференции, в который вошли:

Председатель: Новикова Лариса Ивановна, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи РГУП, доктор педагогических наук, доцент.

Сопредседатель: Грибанская Елена Эдуардовна, профессор кафедры русского языка и культуры речи РГУП, кандидат педагогических наук, доцент.

Ответственный секретарь: Соловьева Наталья Юрьевна, доцент кафедры русского языка и культуры речи РГУП, кандидат искусствоведения, доцент.

Члены организационного комитета:

Бурдина Елена Александровна, доцент кафедры русского языка и культуры речи РГУП, кандидат филологических наук, доцент.

Брадецкая Ирина Геннадьевна, доцент кафедры русского языка и культуры речи РГУП, кандидат педагогических наук, доцент.

Биккулова Ирина Анатольевна, доцент кафедры русского языка и культуры речиРГУП, кандидат филологических наук, доцент.

Никулищина Елена Иосифовна, старший преподаватель кафедры русского языка и культуры речи РГУП.

Румянцева Ольга Олеговна, доцент кафедры русского языка и культуры речи РГУП, кандидат искусствоведения.

Фысина Ульяна Николаевна, доцент кафедры русского языка и культуры речи РГУП, кандидат филологических наук.

Плетенкина Наталья Давыдовна, старший преподаватель кафедры русского языка и культуры речи РГУП.

Кузнецова Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи РГУП

 

       Оргкомитет и профессорско-преподавательский состав кафедры проделали большую работу: были подготовлены все необходимые документы, решены организационные вопросы, составлена программа конференции, распределены обязанности преподавателей, которые они выполняли в ходе проведения конференции. Организационный комитет принял решение проводить конференцию в дистанционном формате на платформе rendallconf.ru.

Конференция стала дискуссионной площадкой для обсуждения педагогических проблем образования, методических и воспитательных вопросов, связанных с оптимизацией процесса обучения, преподаванием учебных дисциплин в вузе, формированием творческой личности студентов.

Актуальность темы конференции определяется сложными процессами, происходящими в современном образовательном пространстве, вопросами, с которыми сталкивается преподаватель вуза в процессе обучения студентов.

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания учебных дисциплин в вузе» достигла следующих целей: рассмотрела современные проблемы, возникающие в процессе преподавания различных дисциплин в вузе; определила средства, условия, методы повышения компетентности выпускников вузов и ссузов.

Активное участие в работе конференции приняли коллеги из филиалов РГУП (23 участника, в 2022 г. – 6 участников), что говорит о тесной связи преподавателей-единомышленников, работающих в одном вузе.

Кроме преподавателей нашего вуза, активное участие в обсуждении злободневных проблем приняли преподаватели следующих учебных заведений: Московский университет МВД имени В.Я. Кикотя, Военный университет МО Российской Федерации, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российский государственный гуманитарный университет, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова, Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь), Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Брянский филиал).

Радует широкая география нашей конференции: Москва, Воронеж, Иркутск, Тюмень, Краснодар, Казань, Брянск, Ставрополь, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Хабаровск и т.д.

Традиционно наиболее активное участие в работе конференции принимает профессорско-преподавательский состав кафедры русского языка и культуры речи (в полном составе, 11 участников), кафедры общеобразовательных дисциплин (12 участников), философии и социально-гуманитарных дисциплин, кафедры информационного права, информатики и математики. Радует и то, что в конференции принимают участие преподаватели профильных кафедр РГУП.

Проведение конференции с таким широким авторитетным представительством стало возможным, потому что кафедра русского языка и культуры речи, являясь структурным подразделением Российского государственного университета правосудия, обладает большим научным потенциалом и опытом проведения всероссийских и международных конференций.

На пленарном заседании с приветствием к участникам конференции обратился Арямов Андрей Анатольевич, проректор по научной работе, доктор юридических наук, профессор Российского государственного университета правосудия. А.А. Арямов поздравил участников конференции  с началом работы форума, пожелал  успешной работы,  направленной на решение задач,  стоящих  перед  образованием  в целом и  Университетом в частности.

Со вступительным словом выступила доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия Новикова Лариса Ивановна, которая отметила, что очередная рождественская встреча посвящена 25-летнему юбилею РГУП.

Докладчик прежде всего указала, что конференция проводится в агрессивной, «нечеловекомерной» (Т. Черниговская) среде: увеличиваются скорости решения поставленных перед человеком задач, рушится сфера эмоционального интеллекта, набирает оборот требование развивать не только жесткие, но и мягкие навыки (soft-skills), наблюдается всплеск нарциссизма, селфизма, отчетливо видно проявление клипового  и тик-ток мышления. Начинают доминировать идеологии типа чайлд-фри, запад сходит с ума на ЛГБТ-повестке, все отчаяннее становится разрыв между поколениями, между «отцами» и «детьми». Эти проблемы видят не только преподаватели, но и студенты. Л.И. Новикова высказала мнение, что на настоящем этапе развития образования миссия преподавателя заключается в том, чтобы учить наших студентов мыслить, то есть результативно и адекватно перерабатывать поступающую к нам информацию, рождать мысли и смыслы бытия. В заключение докладчик пожелала участникам конференции интересных докладов, взаимообогащения в рамках профессионального общения.

В ходе пленарного заседания выступили несколько ученых.

Новикова Л.И. размышляла о роли содержания образования и методов обучения в процессе воспитания студентов. Докладчик напомнила участникам конференции об основных концепциях содержания образования, отметив их плюсы и минусы, а затем показала, как с помощью специально организованной работы над актуальными лексическими единицами можно способствовать воспитанию студентов, корректировать их позиции по  важнейшим вопросам современности, влиять на формирование мировоззрения.

Гусарова М.А. говорила о проблеме формирования нравственных оснований правосознания в процессе подготовки будущих юристов.  Докладчик высказала мнение, что успешность обучения юристов зависит от ряда факторов: от наличия правовых знаний, от правильного понимания принципов права, от сформированности гражданской позиции, а также указала на важнейшие факторы, определяющие правосознание человека.

Антюшин С.С. в докладе рассмотрел проблему воспитания героев в аспекте воспитательной работы, проводимой в вузе. Им были выявлены несколько проблем-принципов, которым необходимо следовать в работе: с одной стороны, быть вне политики, с другой, откликаться на насущные требования и вызовы времени.

Книга М.Д. в своем выступлении рассмотрела вопрос, касающийся развития аналитических умений студентов на занятиях по истории в юридическом вузе. К числу таких умений докладчик отнесла отбор анализ, сравнение, прогнозирование, моделирование и др. М.Д. Книга назвала факторы, способствующие выработке аналитических умений, перечислила методы и приемы работы над ними.

   Грибанская Е.Э. рассмотрела вопрос введения единых образовательных программ и единых учебников по гуманитарным дисциплинам, отметила, что единые образовательные программы – это не вновь появившееся явление, а хорошо забытое старое. Рассказала о том, что обязательной станет федеральная рабочая программа воспитания, назвала основные положения сторонников и противников этого нововведения. Обратила внимание на то, что на полях Петербургского международного экономического форума состоялось подписание меморандума о развитии в стране онлайн-образования и технологий дистанционного обучения.

 

После перерыва началась работа секций.

Секция 1. Цифровая образовательная среда: возможности и риски

Руководитель секции: Грибанская Елена Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия, г. Москва

Секретарь секции: Кузнецова Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия, г. Москва

Первым свой доклад представила Светлана Ивановна Холод, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка Тюменского высшего военно-инженерного ордена Кутузова командного училища им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова. Светлана Ивановна познакомила аудиторию с уникальным электронным пособием по русскому языку. «Разработка и использование профессионально ориентированного электронного учебного пособия по русскому языку как иностранному в военно-инженерном вузе» вызвала большой интерес. Цель пособия – помочь освоить русский язык для профессиональной коммуникации.

Следующий доклад был представлен Олегом Александровичем Дворянкиным, кандидатом юридических наук, старшим преподавателем кафедры информационной безопасности Учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (г. Москва). Тема его доклада – «Новые вызовы и угрозы для образования в формате информационных технологий Интернета с учетом личной информационной безопасности». Выступление Олега Александровича было актуальным и вызвало многочисленные прения. Главная задача информационного воспитания – создание безопасной среды для генерации идей в области развития социального инженеринга.

Далее был представлен доклад «Облачные технологии учета посещаемости и успеваемости». Докладчики Андрей Сергеевич Скотченко, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационного права, информатики и математики Российского государственного университета правосудия (г. Москва) и Вячеслав Юрьевич Квачко, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры информационного права, информатики и математики Российского государственного университета правосудия (г. Москва) представили уникальную информационную площадку, обеспечивающую быстрый учет и контроль прохождения программы по предмету любым студентом. Главное преимущество этой системы в возможности генерации облачных рейтинговых ведомостей на образовательном портале «Фемида».

Татьяна Евгеньевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия (г. Москва) выступила с докладом «Развитие гибких навыков (soft-skills) на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи». Программа дисциплины была представлена в виде квеста – игры, где прохождение каждого этапа – это выполнение задач программы с помощью отработки гибких навыков, таких как работа в команде, ораторское мастерство, креативное мышление и других.

Наталия Борисовна Карбачинская, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия (г. Москва) в своем выступлении показала, как использование приложения GeoGebra помогает при изучении геометрии.

Сергея Николаевича Архипенко, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия (г. Москва) выступил с докладом «Современные педагогические технологии в преподавании дисциплины ОБЖ как средство развития личности студента». Сергей Николаевич отметил важность нового подхода к преподаванию дисциплины ОБЖ в современных реалиях.

Секция 2. Воспитание в учебном процессе как требование времени

Руководитель секции: Бурдина Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия, г. Москва.

Секретарь секции: Фысина Ульяна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия, г. Москва.

Виктор Павлович Лютый, кандидат философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин, остановился в своём выступлении на проблемах, с которыми мы сталкиваемся в процессе обучения и воспитания. Важной была мысль о необходимости осуществления преемственности в обучении и воспитании, формировании системы ценностей, выбора четкой методической позиции педагогом в отношении цифровизации обучения, необходимости актуализировать методы и приемы работы, содержание обучения в связи со стратегиями развития государства и особенностями сознания, мировоззренческих позиций современного молодого человека. Виктор Павлович коснулся актуальности и остроты духовной, теоретической, идеологической, целевой и ценностной составляющих подготовки специалистов и граждан РФ, а также теоретико-методологических составляющих и проблем образования и образовательной деятельности. Докладчик рассмотрел проблемы духовно-идеологического и морально-психологического характера как для обучаемых, так и для педагогов. Речь, кроме того, шла об организационно-технологических вопросах теоретической, идеологической, психологической подготовки специалистов высшей школы в области юриспруденции.

Анна Николаевна Герасимова, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Иркутск) обратилась к вопросу о личности педагога как воспитательном ресурсе, подчеркнув необходимость духовного и морально-нравственного обновления личности педагога, способы пополнения личностного ресурса. «Здоровый педагог – счастливый педагог» прозвучало основным тезисом выступления. Личность педагога является решающим фактором в педагогическом труде, она определяет смысл, направленность, идеалы, духовное содержание этого труда. В современных условиях образование требует полноценных личностей педагогов, поскольку основное «орудие» труда преподавателя – его личность, профессиональная зрелость которой позволяет находить оптимальные решения в постоянно меняющемся мире. Анна Николаевна ответила также на вопрос В.П. Лютого, влияет ли возраст педагога на выбор способов «восстановления» нравственно-психологических качеств личности.

Елена Александровна Бурдина, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия (г. Москва) рассмотрела ассоциативно-семантическое поле «Патриотизм» в творчестве Д.А. Гранина, выявив его основные составляющие: воинский долг, честь, Сталинград. В своих интервью писатель ставил вопросы, имеет ли патриотизм материальную составляющую, необходимо ли оставлять формат ЕГЭ, который, по мнению автора, уничтожает основы патриотизма. Патриотизм развивает знание родной истории, природы, литературы. Именно эти дисциплины больше всего страдают в школьной программе.

Ульяна Николаевна Фысина, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия (г. Москва)рассказала об изучение студентами ФНО произведений о войне и особенности подхода к преподаванию литературы на современном этапе. Была поднята проблема важности выбора стратегии разговора о сложном понятии в непростое время. Рассматривался широкий круг произведений о войне, отражающих события не только Великой Отечественной войны 1941-1945 г. Хотя именно этот пласт является важнейшим для духовно-нравственного воспитания студента, воспитания понятий героизм, патриотизм, противопоставления понятий подвиг-предательство, отвага-трусость. Основные тезисы выступления: важность отбора материала, подхода к пониманию самого слова «война», толстовский принцип трактовки войны.

Елена Валентиновна Царькова, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры информационного права, информатики и математики Российского государственного университета правосудия (г.Москва) остановилась на особенностях поколения, получающего информацию через цифровые сигналы. Докладчик подчеркнула важность правил поведения в сети (цифрового этикета) и обучение этим правилам. Внимание докладчика было сконцентрировано на правилах ведения электронной переписки, переписки в мессенджерах, соцсетях. Елена Валентиновна ответила также на вопросы, перерастут ли «аборигены» себя или так и останутся «аборигенами» (В.П. Лютый), а также как реагировать на комплименты студентов по поводу внешности преподавателя (Т.А.Ладыкина).

Михаил Михайлович Чернецов, кандидат философских наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия (г. Москва) обобщил вопрос об актуальности воспитательного аспекта учебного процесса в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, рассмотрел формы реализации воспитательного воздействия на ФНО, понятия «душа» и «духовность» стали в его выступлении основными. Михаил Михайлович ответил также на вопрос, в какой степени видится обратное воздействие воспитуемых, воспитывают ли они преподавателя.

Татьяна Александровна Ладыкина, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар) обратилась к примеру для подражания как элементу учебной мотивации. Докладчик говорила о важности в воспитательном процессе роли личного примера в формировании мотивации, создания образа авторитетной личности, подчёркивая, что важны именно созидательные примеры. Татьяна Александровна ответила также на вопрос, есть ли явления иного происхождения и свойства: идеальный тип Вебера, референтность, с ее составляющей – добиться уровня референтной группы, конкуренция, а есть состязательность и соревновательный аспекты, и есть максимализм и «долой авторитеты». По итогам доклада состоялось обсуждение вопроса, допустимо ли их применять.

Ольга Валентиновна Мосягина, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия (г. Москва) коснулась возможности патриотического воспитания студентов 1 курса СПО в процессе преподавания дисциплин естественнонаучного цикла. Было отмечено, что содержание любой учебной дисциплины в той или иной степени имеет материал, сопряженный с патриотическим воспитанием. Есть этот потенциал и при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. В своем выступлении докладчик приоткрыла возможности патриотического воспитания на занятиях по естествознанию.

Секция 3. Особенности организации научной работы студентов

Руководитель секции: Новикова Лариса Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия, г.Москва

Секретарь секции: Никулищина Елена Иосифовна, старший преподаватель кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия, г. Москва

Выступления Ольги Николаевны Фоминой, кандидата филологических наук, доцента, доцента кафедры информационного обеспечения Военного университета МО РФ (г. Москва),и Елены Анатольевны Глазковой, кандидата филологических наук, доцента, доцента кафедры интегрированных коммуникаций Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; доцента кафедры журналистики Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва), были связаны с семантикой лексем. Ольга Николаевна в своем докладе, совместном со Станиславом Трофимовичем Корнеевым, кандидатом философских наук, доцентом, профессором кафедры информационного обеспечения Военного университета МО РФ, рассмотрела расширение сематического поля военного жаргона в современной речевой практике и рассказала о работе по сбору слов из военного жаргона. Елена Анатольевна Глазкова остановилась на проблеме формирования терминологического аппарата, показав решение вопроса на примере лексемы «медиапространство».

         О научной и кружковой работе студентов говорили остальные члены секции. 

Елена Иосифовна Никулищина, старший преподаватель кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия (г. Москва), рассказала об участии студентов в научной работе как компоненте их подготовки к профессиональной деятельности, особо остановилась на организации кружка «Язык и право», который ведут преподаватели кафедры русского языка и культуры речи.

В своем докладе кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия (г. Москва) Василий Анатольевич Семенов говорил  о  кружковой работе по туризму как элементе дополнительного образования и научной деятельности студентов. Докладчик представил программу заседаний кружка и продемонстрировал итог научной работы студентов.

Ирина Борисовна Кабыткина, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия (г. Москва), остановилась на показе работы студенческого научного кружка «Общество «ЗНАНИЕ», выделила цели, задачи, функции, принципы, формы и методы деятельности кружка, назвала показатели эффективности и результативности его деятельности.

Старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия (г. Москва) Ирина Анатольевна Архиповапоказала внеаудиторную работу студентов как возможность реализации конвергентного и дивергентного подходов к образованию, отмеченного в действующих  стандартах, а старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия (г. Москва) Елена Евгеньевна Харитонова сосредоточила внимание на реализации ФГОС СПО в процессе осуществления кружковой работы в ходе обучения студентов ФНО РГУП.

Старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия (г. Москва) Елена Сергеевна Лебедеваостановилась в своем выступлении на особенностях обучения студентов СПО основам криптографии на занятиях научного кружка, осветила основные темы кружковой работы и показала перспективы кружка.

Старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия (г. Москва) Таиса Ивановна Ахмедова показала особенности организации научной работы студентов в реализации профессионального становления студентов на примере работы научного студенческого кружка «Шаг в науку», отметила, что метапредметные кружки имеют большее значение для развития студентов,  чем предметные.

Секция 4. Интерактивные формы и методы преподавания учебных дисциплин

Руководитель секции: Брадецкая Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия, г. Москва.

Секретарь секции: Соловьева Наталья Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия, г. Москва

Работа секции была посвящена наиболее результативным формам и методам обучения – интерактивным. Их внедрение в современный учебный процесс – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов.

Доклад кандидата юридических наук, заместителя заведующего кафедрой уголовно-процессуального права им. Н.В. Радутной Российского государственного университета правосудия (г. Москва) Светланы Сергеевны Крипиневич «Современные методы преподавания юридических дисциплин» был посвящен общим вопросам методики, традиционным и новым, подстраивающимися под современные условия. Вуз сегодня не должен отставать от развивающегося мира, и в докладе были отражены не только методические проблемы высшей школы, но и пути их разрешения.

Этому же было посвящено выступление кандидата исторических наук, кандидата юридических наук, доцента, доцента кафедры теории права, государства и судебной власти Российского государственного университета правосудия (г. Москва) Светланы Сергеевны Згоржельской «Особенности применения интерактивных методов обучения при проведении семинарских занятий «гибридного» типа». Докладчик подробно рассказала о том, что такое «гибридное занятие» и предложила методику работы в подобном формате: ведь за «гибридным» занятием, по её мнению, будущее.

Значительная часть докладчиков секции посвятили свои выступления интерактивным формам и методам работы в рамках преподаваемых дисциплин. Например, в докладахкандидата юридических наук, доцента, заведующего кафедрой уголовного права и процесса юридического института Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь) Кирилла Андреевича Долгополова «Особенности проведения интерактивных занятий по дисциплинам кафедры уголовного права и процесса», старшего преподавателя кафедры уголовного права Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Ростов-на-Дону) Елены Александровны Кравцовой «Проблемы преподавания дисциплин уголовно-правового профиля в интерактивной форме» и кандидата экономических наук, доцента, доцента кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Дальневосточного филиала Российского государственного университета правосудия (г. Хабаровск) Светланы Петровны Ионычевой «Интерактивные формы и методы преподавания политологии в вузе» рассматривались вопросы, связанные с общественными науками, а специальными юридическими дисциплинами. Докладчики смогли определить то, что отличает интерактивное занятие от традиционного и предложили различные формы работы.

Выступление по теме «Интерактивные методы преподавания риторики в вузе» было посвящено занятию нового формата в преподавании дисциплин гуманитарного цикла. Старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала Российского государственного университета правосудия (г. Воронеж) Елена Юрьевна Малышева смогла показать, как строить интерактивный семинар для студентов-нефилологов. Аналогичный подход выбрала кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия (г. Москва) Ирина Геннадьевна Брадецкая. В своем докладе «Особенности изучения инвективной лексики на занятиях по дисциплине “Юридическая лингвистика”» она рассказала о содержании этой новой дисциплины и поделилась своим опытом работы. Инвективной лексике в рамках данной дисциплины уделяется на семинарах значительное внимание, и студентам-юристам совершенно необходима работа по лингвистической безопасности.

Кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия (г. Москва) Наталья Юрьевна Соловьева в своем докладе «Особенности повторения культуры речи при подготовке к ГИА бакалавров» указала, что непрофильный предмет может стать для студента-нефилолога важным этапом в освоении будущей профессии. Они чувствуют практическую значимость подобной работы, и русский язык и культура речи перестает быть для них чем-то отвлеченным, ненужным, лишним и становится одним их базовых предметов, на которых основывается их профессионализм.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия (г. Москва) Сергей Викторович Кибакин предложил вниманию слушателей выступление по теме «Методические аспекты использования электронного учебного пособия по истории со студентами колледжа». Он также поделился собственным опытом в составлении электронного учебника и электронных таблиц по истории и познакомил слушателей с обучающей платформой moodle.raj.ru.

Практическому опыту также посвятила свой доклад «Межвузовские практико-ориентированные игры как средство профессиональной социализации курсантов университета МВД» кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя (г. Москва) Екатерина Александровна Никитская. Она рассказала о проводимых в ее университете практикоориентированных играх интеллектуальной, профориентационной, патриотической направленности. Особое внимание слушателей вызвали такие формы работы, как квест, квизиум, креатив-бой.

Секция 5. Особенности методики современного учебного занятия

Руководитель секции: Румянцева Ольга Олеговна кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия (г. Москва)

Секретарь секции: Биккулова Ирина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия (г. Москва)

Специалисты, участвовавшие в работе секции, в доброжелательной и творческой обстановке обсудили с коллегами теоретические аспекты современной дидактики и поделились собственным опытом организации как аудиторных, так и внеаудиторных занятий, что позволило пополнить методическую копилку каждого преподавателя новыми интересными наработками.

Наталья Владимировна Шишкина, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Иркутск), в докладе «Формирование читательской компетенции у студентов 1 курса» обратилась к проблемам, с которыми часто сталкиваются многие педагоги, предложив интересные и продуктивные приемы и способы приобщения обучающихся к осмысленному чтению.

Ольга Олеговна Румянцева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия (г. Москва), в своем выступлении «Коллективный проект как средство активизации познавательной деятельности студентов» подчеркнула, что в этом качестве проект сегодня занимает прочное место в методическом арсенале преподавателей как средней, так и высшей школы и привела конкретные примеры организации проектной деятельности при изучении норм современного русского литературного языка со студентами ФНО РГУП.

Доклад «Учение с увлечением» Ирины Анатольевны Биккуловой, кандидата филологических наук, доцента, доцента кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия (г.Москва), было посвящено эффективности такого методического приема, как «проблемный вопрос» в процессе изучения литературы на ФНО РГУП.

Доклад Натальи Давыдовны Плетенкиной, старшего преподавателя кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия (г. Москва), «О совершенствовании методических подходов формирования профессиональных качеств у студентов 1 курса ФНО на занятиях литературой» содержал обзор приемов и средств, позволяющих студентам-первокурсникам адаптироваться к новым для них условиям обучения с учетом юридической направленности выбранного ими образовательного учреждения.

Ольга Александровна Мотина, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия (г. Москва), предложила различные варианты дидактических игр, использование которых целесообразно на том или ином этапе обучения. Сообщение так и называлось: «Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности студентов».

Ирина Анатольевна Хутчева, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород), теоретические положения доклада «Литературный вечер как способ реализации и развития творческих возможностей студентов» проиллюстрировала видеофрагментами литературного вечера, посвященного творчеству А.П. Чехова. Отличительной особенностью этого мероприятия стал дистанционный формат, плюсы и минусы которого были обсуждены на заседании секции.

Сообщение Ирины Юрьевны Шишкиной, учителя математики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 23» (г. Иркутск), «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики» содержало интересные примеры организации коллективной работы учащихся, которые актуальны не только для проведения уроков математики, но и для изучения любой дисциплины.

По окончании работы секций были подведены итоги работы конференции. Все присутствующие отметили важность и современность проблем, вынесенных на конференцию, и высказали мнение о необходимости регулярного обсуждения методических и педагогических вопросов в юридических вузах. Участники отметили прекрасную организацию конференции, гостеприимство и теплую атмосферу форума, несомненную важность подобных встреч, их актуальность и злободневность.

Завершая работу конференции, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи Л.И. Новикова и кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и культуры речи Е.Э. Грибанская подчеркнули важность и актуальность её проведения, поблагодарили инженера-программиста отдела администрирования и технической поддержки управления информационных технологий РГУП Станислава Сергеевича Баринова за сопровождение конференции в режиме онлайн.

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания учебных дисциплин в вузе» приняла следующее решение:

  1. Учитывать возможности цифровой среды и риски ее использования, стараясь обеспечить личную информационную безопасность.
  2. В непростых современных условиях сосредоточить внимание на патриотическом воспитании студентов, на формировании морально-нравственного поведения обучающихся.
  3. Учесть опыт работы участников конференции в использовании интерактивных методов обучения, в организации кружковой работы.
  4. Активно внедрять современные интерактивные методы обучения в практику преподавания учебных дисциплин.
  5. Учитывать особенности методики современного занятия при построении собственных учебных курсов.

 

 

Председатель организационного комитета,

заведующий кафедрой

русского языка и культуры речи,

доктор педагогических наук, доцент                                         Л.И. Новикова

 

Сопредседатель организационного комитета,

профессор кафедры

русского языка и культуры речи,

кандидат педагогических наук, доцент                                    Е.Э. Грибанская

 

Ответственный секретарь,

доцент кафедры русского языка и культуры речи,

кандидат искусствоведения, доцент                                        Н.Ю. Соловьева

 

 

Задать вопрос

Отправить